История одного ковра

122.jpg 124.jpg123.jpgС 1 февраля по 2 марта 2014г. во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проходит выставка одного экспоната - ковра "Легендарный конный пробег", созданного туркменскими мастерами в 1938 году и посвященного Конному пробегу "Москва-Ашхабад" 1935 года. Этот ковер выставлялся единственный раз - на Нью-Йоркской международной выставке 1939г. В России он экспонируется впервые.

Ковер, посвященный конному пробегу 1935 года, был задуман художником А.Савосиным и выполнен мастерицами Огуль Курбин Бекки, Эдже Кыз Пашиевой и Огуль Курбин Ага. Сложную задачу-показать участников пробега в пути, в движении-необходимо было решить в технике ворсового ковроткачества.Высокая плотность ковра (4800-5000 узлов на квадратный дециметр), низкий ворс, более 50 цветов и оттенков позволили художникам достичь этих целей и передать красоту природы, выражения лиц людей и особенности лошадей.
Ковер "Конный пробег" коренным образом отличается от традиционных туркменских ковров наличием конкретного сюжета, изображением людей и животных. Сюжетные ковры появились туркменском ковроткачестве только в ХХ веке, и связано это было с коренными переменами в устройстве общества.
Из соображений наибольшей прочности основа и уток ковра выполнены не из шерсти, а из хлопчатобумажной пряжи. Видимо, это позволило ковру просуществовать в отличном состоянии столь длительный период и донести до нас историю легендарного конного перехода.
Участники легендарного прохода преодолели 4300 километров от Ашхабада до Москвы за рекордно короткий срок в 84 дня. Всадники на лошадях прошли почти все природно-климатические зоны страны, из них 350 километров - по безводной пустыни Каракумы. Это самые жаркие области на всей площади республики. Средняя температура воздуха в июле превышает 30 градусов, а пески раскаляются до 60-70 градусов.
125.jpgОднажды тяжелее всего оказалось не в пустыни, а на безводном плато Устюрт, где им пришлось выдержать испытание холодом. Джигиты самоотверженно кутали лошадей в собственные одеяла и халаты. Дальше конники двигались через Мугоджарские горы, где их сопровождали сырость и холод, а за Уралом безостановочно шли дожди.
Не смотря на все трудности, конный проход завершился успешно. 22 августа 1935 года его участники прибыли в столицу. Они доказали не только стойкость и выносливость чистокровных туркменских лошадей, но и продемонстрировали мощь Советской армии, в которой кавалерия считалась важным стратегическим звеном.
Столица встречала участников пробега с ликованием. "Москва бросала цветы к копытам туркменского коня, покрывшего себя славой невиданного перехода",-писала столичная пресса. На героических лошадей-ахалтекинцев и йомудов - всадники повесили название своих колхозов, вышитые золотом на алом бархате конного нагрудника. Нарком обороны наградил всех участников пробега за славный подвиг именными золотыми часами. М.И. Калинин вручил им ордена "Красной звезды". Нарком земледелия премировал их велосипедами, а тридцати двум колхозам Туркмении, организовавшим пробег, выделил средства на строительство культурных учреждений.
Экспонаты выставки, кино- и фотоматериалы 30-х годов прошло столетия познакомили посетителей с историческими персонажами-участниками конного прохода, рассказали о легендарных лошадях. принимавших в нем участие, продемонстрировали традиции и новаторство туркменского искусства ковроткачества.

126.jpg 127.jpg

 128.jpg 129.jpg 130.jpg 131.jpg